Барто Агния Львовна
Агния Львовна Барто
Агния Львовна Барто (настоящая фамилия Волова) (1906–1981), русская советская поэтесса.
Родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в балетном училище. Во время учебы, испытывала творческое влияние А.А.Ахматовой и В.В.Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. На выпускные зачеты приехал А.Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Далее были "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928), после публикации которых К. И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые произведения написаны совместно с мужем, поэтом П. Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка", 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" (1936), а также стихов "Фонарик", "Машенька" и др.
В 1937 году Агния Львовна была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде).
Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов были близки и понятны миллионам советских детей.
Агния Львовна Барто, также написала сценарии следующих кинофильмов "Подкидыш" (1940, совместно с актрисой Риной Зеленой), "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953), "10 000 мальчиков" (1962, совместно с И.Окадой). Стихотворение "Веревочка" было использовано режиссером И. Фрэзом как основа замысла фильма "Слон и веревочка" (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, писала для газет. Агния Львовна Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте. Ее стихи военных лет (сборник "Подростки", 1943, поэма "Никита", 1945 и другие) носят публицистический характер. В 1950 году за сборник "Стихи детям" (1949) Барто была присуждена Государственная премия.
В послевоенные годы побывала в Болгарии, Японии, Исландии, Англии и других странах.
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто "Звенигород" (1948). На протяжении девяти лет Барто возглавляла на радио передачу "Найти человека", целью которой было найти людей, разлученных в годы войны. Результат ее работы: было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть "Найти человека" (опубликована в 1968 году).
В "Записках детского поэта" (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Большое число поездок по разным странам сформировали мысль о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. И в подтверждением этой мысли появился поэтический сборник "Переводы с детского" (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Х. К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981 года.
Родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в балетном училище. Во время учебы, испытывала творческое влияние А.А.Ахматовой и В.В.Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. На выпускные зачеты приехал А.Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.
В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Далее были "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928), после публикации которых К. И. Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторые произведения написаны совместно с мужем, поэтом П. Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка", 1930).
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких "Игрушки" (1936), а также стихов "Фонарик", "Машенька" и др.
В 1937 году Агния Львовна была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде).
Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов были близки и понятны миллионам советских детей.
Агния Львовна Барто, также написала сценарии следующих кинофильмов "Подкидыш" (1940, совместно с актрисой Риной Зеленой), "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953), "10 000 мальчиков" (1962, совместно с И.Окадой). Стихотворение "Веревочка" было использовано режиссером И. Фрэзом как основа замысла фильма "Слон и веревочка" (1945).
В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, писала для газет. Агния Львовна Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте. Ее стихи военных лет (сборник "Подростки", 1943, поэма "Никита", 1945 и другие) носят публицистический характер. В 1950 году за сборник "Стихи детям" (1949) Барто была присуждена Государственная премия.
В послевоенные годы побывала в Болгарии, Японии, Исландии, Англии и других странах.
О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто "Звенигород" (1948). На протяжении девяти лет Барто возглавляла на радио передачу "Найти человека", целью которой было найти людей, разлученных в годы войны. Результат ее работы: было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть "Найти человека" (опубликована в 1968 году).
В "Записках детского поэта" (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Большое число поездок по разным странам сформировали мысль о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности. И в подтверждением этой мысли появился поэтический сборник "Переводы с детского" (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Х. К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.
Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981 года.